MАRX Центр » История » Большевики и национальный вопрос. Часть 2

Большевики и национальный вопрос. Часть 2







Октябрьская Социалистическая Революция и образование Федерации Советских Республик (РСФСР)
Падение царского самодержавия в России в результате Февральской революции 1917 года, показало полную неспособность русской буржуазии и ее политических агентов в лице конституционных демократов, правых меньшевиков и эсеров в рамках Временного правительства разрешить насущные вопросы революции. Это выразилось в полном параличе правящих классов как в вопросе о мире, как в деле аграрной реформы и ликвидации сословий, так и в предоставлении национальным окраинам государственной независимости и широкой автономии.

Более того, сменяющиеся кабинеты были все вместе коллективным правительством войны для осуществления задач империалистических захватов в рамках прежнего союза стран Антанты, и с контрреволюционными целями продолжения прежней политики самодержавия в отношении угнетенных народов. Но их инициативам не суждено было сбыться в ситуации распада армии и империи, экономической катастрофы, двоевластия в лице разветвленной системы Советов рабочих и солдатских депутатов. К сентябрю после подавления корниловского мятежа,  в них стали преобладать большевики, следовавшие в фарватере уже новой программы полного захвата власти Советами («апрельские тезисы»), разработанной Лениным.

Большевики провозглашали немедленный мир, национализацию и передел земли, рабочий контроль, никакого доверия буржуазному правительству, необходимость пролетарской революции и установление власти Советов, и в итоге федерализацию страны. Этим еще раз подчеркивалось, что осуществить все демократические задачи революции, в том числе предоставить народам империи право на самоопределение, способен только победоносный пролетариат, который должен был после захвата власти немедленно приступить к разрушению старых порядков и к коренным социалистическим преобразованиям.

Фактически «апрельские тезисы» стали базовой основой по полному «переформатированию» революционного движения, создания новой Коммунистической партии, смены программы и обеспечения победы Октябрьской социалистической революции в России. II Съезд Советов 26 октября (7 ноября) 1917 года, санкционировавший вооруженное свержение Временного правительства, провозгласил Российскую Советскую Республику, объявил декреты о мире, о земле, сформировал Совет Народных Комиссаров (СНК), в рамках которого был создан Комиссариат по делам национальностей. Первым наркомом по делам национальностей стал старый большевик Иосиф Сталин.

Уже 2 (15) ноября 1917 года, через неделю после свержения Временного правительства, была обнародована Декларация прав народов России, которую от лица Российской Советской Республики подписали председатель СНК Владимир Ленин и нарком по делам национальностей Иосиф Сталин. В этой Декларации были провозглашены четыре основных принципа национальной политики Советской власти, а именно:

1) Равенство и суверенноcть народов России.
2) Право народов России на свободное самоопределение, вплоть до отделения и образования самостоятельного государства.
3) Отмена всех  и всяких национальных и национально-религиозных привилегий и ограничений.
4) Свободное    развитие     национальных    меньшинств и этнографических групп, населяющих территорию России.

Она возвещала, что Советское государство ставит своей целью достижение добровольного и честного союза народов России и обеспечение полного доверия между ними. «Только в результате такого союза, — говорилось в Декларации, — могут быть спаяны рабочие и крестьяне народов России в одну революционную силу, способную устоять против всяких покушений со стороны империалистско-аннексионистской буржуазии».

На основе положений Декларации уже в конце 1917 года полную самостоятельность получили Финляндия, Польша, Прибалтика, а национальную автономию — многочисленные народности Кавказа, Закавказья, Средней Азии и Сибири. Принципы, провозглашенные в декларации, явились огромной мобилизующей силой в деле упрочения Советской власти в России.

Интересным само по себе  является признание Советским правительством суверенитета Финляндии 18(31) декабря 1917 г., который был решен за один день, а сам Декрет подписан Лениным, по словам представителей финской правительственной делегации, прямо на стене в коридоре Смольного института. Есть смысл воспроизвести этот декрет полностью:

«В ответ на обращение финляндского правительства о   признании независимости Финляндской Республики Совет Народных Комиссаров, в полном согласии с   принципами  права  наций   на  самоопределение, постановляет: Войти в Центральный Исполнительный Комитет с предложением:
 
      а) признать    государственную   независимость   Финляндской Республики и
 
      б) организовать, по соглашению с финляндским правительством, особую комиссию из представителей обеих сторон для разработки тех практических мероприятий, которые вытекают из отделения Финляндии от России.
 
     Председатель Совета Народных Комиссаров
 
     В.Ульянов (Ленин).
 
     Народные комиссары: И.Штейнберг. Карелин. Сталин.
 
    Управляющий делами Совета Народных Комиссаров
 
     Бонч-Бруевич».
 

В тот момент большевики, да и сам Ленин, считали, что победа социалистической революции в Финляндии гарантирована самим фактом политического подъема борьбы рабочего класса этой страны, полной поддержки Социал-демократической партии Финляндии решений II Съезда Советов и процессом подготовки захвата власти в Гельсингфорсе (Хельсинки) местным Советом. С учетом перспектив неминуемого падения серединных империй и развития мировой революции в Европе, и Финляндия, и Польша оказались бы вовлечены в это движение и стали бы советскими.

Для этого были все основания, так как в феврале 1918 года произошла пролетарская революция в Финляндии, подавленная в крови немецкими войсками и буржуазными отрядами,  а в начале 1919 года во всех польских городах были образованы Советы, которые оказались под влиянием коммунистов. В ноябре 1918 г. произошла революция в Германии и Эстонии, в декабре 1918 г. — в Латвии и Литве. В марте 1919 г. в Венгрии, в апреле 1919 г. в Баварии и в июне 1919 г. в Словакии возникли Советские республики.

Именно эта принципиальная политика большевиков в национальном вопросе и в деле перехода власти в руки трудящихся, привела к факту абсолютной поддержки большевиков именно в пролетарской Латвии на выборах в Учредительное Собрание в ноябре 1917 года, где РСДРП(б) получила 80% голосов местного населения. На самом деле Социал-демократическая партия Латвии была тесно связана с большевиками, а латышские рабочие и батраки участвовали активно еще в революции 1905 года. Этим обуславливается абсолютная преданность Советской власти латышских воинских частей, даже после оккупации их страны немецкими войсками в начале 1918 года.

Собственно 5 (18) января 1918 года на самом Учредительном Собрании было предложено от лица ВЦИК Советов принять Декларацию прав трудящегося и эксплуатируемого народа. Декларация повторяла резолюцию съезда Советов об аграрной реформе, рабочему контролю и миру. Однако Собрание большинством в 237 голосов против 146 отказалось даже обсуждать большевистскую Декларацию. Отказ принять этот документ эсеровско-кадетским большинством, послужил формальным поводом для разгона Учредительного Собрания, как инструмента буржуазии в деле попыток вернуть себе власть.

Сам проект Декларации прав трудящегося и эксплуатируемого народа был написан Лениным,  и 3 января 1918 года она была принята  на заседании ВЦИК.   Для редактирования  Декларации   была  выбрана комиссия. В измененной редакции  Декларация прав  трудящегося   и эксплуатируемого  народа  была   принята  на  III съезде  Советов 12 января и в таком виде вошла в качестве первой части в Конституцию РСФСР 1918 г. В первых двух пунктах были следующие основополагающие позиции:  

1) Россия    объявляется   Республикой    Советов     рабочих, солдатских  и  крестьянских   депутатов.  Вся власть в центре и на местах принадлежит этим Советам.
2) Советская Российская  Республика   учреждается  на  основе свободного   союза    свободных  наций,  как   федерация  советских национальных республик.

Таким образом, на III Всероссийском съезде Советов, высшем органе пролетарской диктатуры, было окончательно оформлено Федеративное устройство объединения советских национальных республик (РСФСР). Позиция большевиков в национальном вопросе выразилось и в признании национальной государственности народов Российской империи, в том числе и тех, кто не имел исторического и политического опыта такой самостоятельности. Это выразилось в последующем в создании советских республик в Украине, Белоруссии, Закавказской Федерации, в Туркестане, а также предоставления широкой автономии башкирам, татарам, казахам, народам Поволжья и Северного Кавказа.
  
Большевики и мусульмане России
Важным вкладом в дело освобождения мусульманских народов Востока и азиатских окраин Российской Империи стала принципиальная позиция большевиков в деле предоставления им всех равных прав и свобод и в призыве к освобождению их от пут колониального угнетения. В Декларации прав народов России   от 2 (15) ноября 1917 г. и в обращении Совнаркома «Ко всем трудящимся мусульманам России и Востока» от 20 ноября (3 декабря) 1917 г. Советская власть провозгласила отказ от империалистической политики, проводившейся царским и Временным правительствами, и заявила о желании строить отношения с колониальными и зависимыми народами на началах равноправия и взаимного уважения. Оба документа оказали огромное влияние на мусульманское население, как на территории бывшей Российской империи, так и в исламских странах.

Джон Хоскинг пишет: «Мусульман приводили в ярость колебания Временного правительства, отклонившего требование Всероссийского Съезда мусульман о создании их собственных системы образования, религиозных и военных институтов. Как бы в противоположность деятельности Временного правительства, большевики начали свою восточную политику декларацией “Ко всем трудящимся мусульманам России и Востока”…».[5]

Возвращение мусульманам списка Корана халифа Османа (конфискованного в свое время царскими властями) на съезде мусульман в Петрограде в декабре 1917 г., мечети Караван-Сарай в Оренбурге и башни Суюмбике в Казани, а также другие подобные жесты на Кавказе и в Средней Азии произвели должное впечатление на колеблющуюся часть мусульман. Проводились съезды мусульман, на которых революционеры — большевики, левые эсеры, левые джадиды — сидели рядом с муллами. Нередко в пропаганде большевиков проводился тезис о совместимости и взаимодополняемости шариата и коммунизма. Ввиду этого часть мусульманского духовенства даже выдвинула лозунг “За советскую власть, за шариат!”».

Первыми национальными административно-территориальными образованиями РСФСР стали именно республики мусульманских народов. В 1918–1921 гг. были образованы (в хронологической последовательности) Туркестанская, Башкирская, Татарская, Киргизская (с 1925 г. — Казахская), Горская, Дагестанская (две последние — одновременно) и Крымская автономные советские социалистические республики. В 1920 г. на территории бывшей Российской империи в Средней Азии возникли Хорезмская и Бухарская народные республики, в Закавказье — Азербайджанская ССР.

Не вызывает возражений следующее мнение Дж. Хоскинга: «Взаимоотношения большевизма с исламом были противоречивыми. Атеизм марксистов не совместим со строгим монотеизмом ислама в принципе. Тем не менее, многие политически активные мусульмане примкнули к тем или иным социалистическим течениям за последние десять лет перед (Октябрьской. — А.К.) революцией. Отчасти это объяснялось сугубо прагматическими соображениями: после событий 1905 г. мусульмане увидели в социализме политическое течение, способное организовать подпольную партию, мобилизовать массы и создать реальную угрозу правительству их угнетателей… Но было и еще одно соображение основополагающего значения, сделавшее возможным принятие социалистических идей мусульманской интеллектуальной элитой: социалистическая теория обещала им братство и равенство всех народов в борьбе с западным империализмом».[6]

Огромная агитационная деятельность большевиков, их политическая принципиальность в деле предоставления независимости всем народам и их борьба против империализма и колониального угнетения создали условия для быстрого распространения влияния и организаций РКП(б) в среде мусульманских и «туземных» народов. Их гибкая политика и декларации о свободе совести, сформировали прочную основу для Советской власти во всех восточных и азиатских окраинах Империи. Кроме этого, это означало на практике получение большевиками военной и политической силы в борьбе против контрреволюции и иностранной интервенции Германии, Турции и стран Антанты.

Так в июне 1918 в Казани на I Конференции мусульманских коммунистов, организованной Центральным мусульманским комиссариатом, была учреждена Российская Мусульманская Партия Коммунистов (РМПК). Новая партия входила на федеративных началах в состав РКП(б) до марта 1919 года. Лидерами РМПК были М. Вахитов, М. Султан-Галиев и Б. Мансуров. По решению I Съезда коммунистов-мусульман в ноябре 1918 партия была преобразована в мусульманские комитеты РКП(б). Еще ранее, 15 февраля 1918 г. коллегия Наркомата по делам национальностей решила, что возможно создание национальных частей, после чего Сталин разрешил формировать мусульманские части Красной Армии. Наибольший эффект эта политика большевиков дала в Поволжье, на Урале и в Сибири, меньший — в Крыму и на Северном Кавказе.

20 ноября 1918 года приказом № 276 председателя Реввоенсовета Республики Л.Д. Троцкого при нем была учреждена Центральная мусульманская военная коллегия во главе с М. Султан-Галиевым. В конце 1918 – начале 1919 г. Центральное бюро коммунистических организаций народов Востока направило своих представителей в районы скопления военнопленных и других категорий турецкого населения. Главным лозунгом в их деятельности был призыв «Организуйтесь и зажигайте пожар социальной революции в Турции!». Это еще раз показывает, какое внимание большевики уделяли делу развития мировой революции в сопредельных мусульманских странах и в колониях европейских империй.

Данная линия нашла свое более сильное отражение и окончательное организационное оформление в работе Бакинского съезда народов Востока, состоявшегося в сентябре 1920 года и о котором мы скажем подробнее чуть позже.

Первую часть статьи вы можете прочитать здесь.

Третью часть статьи вы можете прочитать здесь.

Четвертую часть статьи вы можете прочитать здесь.



[5] Хоскинг Дж. История Советского Союза. 1917–1991. М., 1994, с. 112
[6]  Хоскинг Дж., с. 112.
[7] История Азербайджана. — Баку: Изд-во АН Азербайджанской ССР, 1963. — Т. 3, часть 1. — С. 182.


Поставьете пожалуйста оценку для статьи, Ваше мнение важно для нас.

Похожие новости


Система комментирования SigComments

Присоединяйтесь

Уведомление

    При копировании или перепечатывании статей с данного сайта, Вы должны поставить ссылку на marx.kz ("Marx Центр") и указать автора материала!
© 2020 marx.kz

"...Философы лишь различным образом объясняли мир, но дело заключается в том, чтобы изменить его..."

Яндекс.Метрика

Сочинения классиков

  • Карл Маркс
  • Фридрих Энгельс
  • Владимир Ленин
  • Иосиф Сталин
  • Лев Троцкий
  • Мао Цзэдун
  • Фидель Кастро