MАRX Центр » История » Большевики и национальный вопрос. Часть 1

Большевики и национальный вопрос. Часть 1







Российская империя, бывшая «тюрьмой народов», где царское самодержавие проводило политику национального угнетения окраин, выразившееся в известном изречении Победоносцева «Православие, самодержавие, народность», снова становится идеалом для правящего класса современной капиталистической  России. Империя, которая в начале XX века дала миру также три эпохальных слова: водка, казак и погром, предстает перед нами в виде призрака, который вызывают из исторической могилы реакционеры, шовинисты и черносотенцы всех мастей. На ее пути стоят революционные идейные глыбы большевизма, не позволяющие до сих пор духам старого мира обрести плоть и кровь. 

И сейчас по истечению ста лет после Великой Октябрьской Социалистической Революции мы вновь и вновь обращаемся к бесценному наследию Ленина и большевиков, которые смогли поднять знамя освобождения всех народов от ига капитала, что привело в итоге к разрушению мировой колониальной системы империализма. В период нового обострения межимпериалистических противоречий, небывалого мирового кризиса капитализма в воздухе снова носятся предвестники восстания масс. Эти массы опять поставят вопросы о справедливом и равноправном объединении народов и о новом обществе, свободном от эксплуатации и угнетения. Успешный опыт русской революции в деле социалистического строительства и разрешения национального вопроса будет всегда тем примером, которым обязательно постараются воспользоваться новые поколения.
 
Право наций на самоопределение и формирование позиций большевиков
Право наций на самоопределение было включено русскими марксистами в § 9 программы минимума Российской Социал-демократической Партии (РСДРП), и поддержано большинством делегатов на II Съезде в 1903 году. Эта часть стала в последующем именовать себя «большевиками». В целом деятели РСДРП поддерживали тогда многие положения, выдвинутые Карлом Каутским, и опирались на резолюции конгрессов Второго Интернационала. Наиболее полно суть этого принципа было развито Владимиром Лениным в его работе «О праве наций на самоопределение» незадолго до Первой Мировой Войны в 1914-м году, где он в споре с деятельницей польской социал-демократии Розой Люксембург конкретизировал позиции большевиков в этом вопросе.

Большевики тогда разделяли «теорию этапов» в своем анализе и прогнозе развития революционных процессов в мире и в России и рассматривали историческую перспективу стран Востока через призму предстоящих буржуазно-демократических революций. Стремление многих колониальных и окраинных народов к самоопределению, появление массовых движений после первой русской революции, требовал от партии четкой и принципиальной позиции поддержки этой борьбы.

Владимир Ильич Ленин дальновидно и справедливо указывал, что «В Восточной Европе и в Азии эпоха буржуазно-демократических революций только началась в 1905 году. Революции в России, Персии, Турции, Китае, войны на Балканах — вот цепь мировых событий нашей эпохи нашего “востока”. И в этой цепи событий только слепой может не видеть пробуждения целого ряда буржуазно-демократических национальных движений, стремлений к созданию национально-независимых и национально-единых государств. Именно потому и только потому, что Россия вместе с соседними странами переживает эту эпоху, нам нужен пункт о праве наций на самоопределение в нашей программе».[1]
 
В теоретической дискуссии Ленин, отвергая позиции Люксембург, которая выступала против отсоединения Норвегии от Швеции и Польши от России и ограничивалась лишь требованиями культурной автономии, со всей очевидностью раскрывал важность принципиальной позиции пролетариата и его партии в национальном вопросе и в предоставлении права малым народам на получение государственной независимости. Борьба против собственных империалистических держав, в том числе и против национального угнетения со стороны господствующей нации, и в поддержку освободительного движения порабощенных малых наций, становится одним из главных аспектов большевистской доктрины.

Именно эта позиция определила в дальнейшем успех и усиление влияния большевизма в национальных окраинах Российской империи, к укреплению РСДРП(б), как интернационалистической партии, возглавившей борьбу рабочего класса разных народов за свое социальное и политическое освобождение. Всевозможным великодержавным шовинистам в социалистической и либеральной среде Ленин в своей работе

«О праве наций на самоопределение» говорил со всей определенностью следующее:

 «Обвинять сторонников свободы самоопределения, т. е. свободы отделения, в поощрении сепаратизма — такая же глупость и такое же лицемерие, как обвинять сторонников свободы развода в поощрении разрушения семейных связей. Подобно тому, как в буржуазном обществе против свободы развода выступают защитники привилегий и продажности, на которых строится буржуазный брак, так в капиталистическом государстве отрицание свободы самоопределения, т. е. отделения наций, означает лишь защиту привилегий господствующей нации и полицейских приемов управления в ущерб демократическим».[2]

Дискуссия в среде российской социал-демократии отточили взгляды большевиков, в особенности в спорах с меньшевиками и ликвидаторами всех мастей. Важной в этом процессе размежевания в революционном лагере марксистов стала работа И. В. Сталина «Марксизм и национальный вопрос», написанная в Вене в конце 1912 — начале 1913 года. Именно тогда в предвоенный период шло активное противостояние РСДРП(б) с буржуазными националистами и соглашателями из числа грузинских и украинских меньшевиков, польских «социалистов» и конституционных демократов окраин, которые пытались распространить собственное влияние на пролетариат этих регионов.
Надо отметить, что Ленин всегда рассматривал вопрос о самоопределении в тесной связке с вопросом о власти: «Отдельные требования демократии, в том числе на самоопределение, не абсолют, а частичка общедемократического (ныне общесоциалистического) мирового движения. Возможно, в отдельных конкретных случаях частичка противоречит общему, тогда надо отвергнуть ее. Возможно, что республиканское движение в одной из стран является лишь орудием клерикальной или финансово-монархической интриги других стран, — тогда мы должны не поддерживать это данное, конкретное движение….».[3]
 
Первая Мировая Империалистическая Война
Настоящим же практическим местом окончательного раскола и размежевания международной социал-демократии стала Первая Мировая Империалистическая Война 1914-18 годов, когда полностью рухнул в результате предательства руководства ведущих европейских социал-демократических партий уже основательно прогнивший II Интернационал. Тогда и прояснилась реальная роль соглашателей и оппортунистов, которые поддержали собственные правительства и способствовали развитию мировой бойни. Отравляя трудящихся шовинистической пропагандой, они стали настоящими наймитами и охвостьем буржуазии, как сейчас бы их назвали «охранителями», которые сошлись в политическом союзе с монархиями, военщиной и самыми реакционными силами.

Большевики в тот момент оказались теми немногими из европейских, а также единственными из российских социал-демократов, которые сразу и активно выступили как против войны, так и против собственного царского правительства. Депутатская группа большевиков в Государственной Думе в августе 1914 года отказалась голосовать за военные кредиты. РСДРП(б) с самого начала призвала рабочий класс к борьбе против войны и самодержавия, раскрыв всю суть захватнического и империалистического характера  мировой бойни. В результате этого на партию обрушились жесточайшие репрессии, а фракция большевиков в Думе была арестована, судима и отправлена на каторгу в Сибирь.

Не смотря на разгром многих партийных организаций, арест ведущих деятелей РСДРП(б) в России, мобилизацию в действующую армию десятков тысяч членов и сторонников партии, этот демарш стал знаковым и поворотным в истории большевизма, показавший пример непримиримой интернационалистической позиции. В последующем после разочарования в войне, массы увидели в этом действии большевиков, единственную верную и правильную позицию, которую и должны были занимать последовательные марксисты и социалисты.

В этот период происходит объединение левых социал-демократов разных стран вокруг «Циммервальдской платформы», а затем и «Циммервальдской левой», которые поставили вопрос консолидации всех социалистических сил, стоящих на антивоенных и интернационалистических позициях, а также создания новой организационной структуры взамен рухнувшего II Интернационала. И тут произошла новая кристаллизация большевизма и близких к ним групп вокруг борьбы не только с шовинистами и предателями, но и с пацифистами и центристами, что создало кадровые и политические основы и предпосылки к формированию в последующем нового III Интернационала.

Тогда и рождается тезис о превращении войны империалистической в войну гражданскую, поворота оружия против собственной буржуазии и правительств. Этот лозунг был неотделим от идеи мировой социалистической революции, от необходимости ниспровержения буржуазных правительств и необходимости взятия власти пролетариатом.

В дискуссиях о Соединенных Штатах Европы Ленин делает принципиальные выводы о том, что новое объединение народов Европы после кровопролитной войны может быть прогрессивным только на основе социализма и в случае осуществления социалистической революции. В ином случае это будет только объединением европейских капиталистов и насквозь реакционным союзом: «С точки зрения экономических условий империализма, т. е. вывоза капитала и раздела мира » передовыми» и » цивилизованными» колониальными державами, Соединенные Штаты Европы, при капитализме, либо невозможны, либо реакционны».[4]

Внутри страны РСДРП(б) выступает с позиции революционного «пораженчества», основанного на требовании вооруженного ниспровержения царского правительства и выхода России из войны. Большевики выражали непреклонную решимость   вырвать человечество из когтей финансового капитала и империализма, призывали разорвать все тайные договора, организовать самое широкое братание с рабочими и крестьянами воюющих между собой армий и достигнуть революционными мерами демократического мира между народами, без аннексий и контрибуций, на основе свободного самоопределения наций.

Позиция большевиков и их сторонников в лице левых социалистических групп в Европе показали всем полную правильность их марксистского анализа происходивших процессов. Именно в период окончания первой мировой войны, на арену снова вышел в острой форме вопрос о национальном самоопределении. В результате Февральской революции, а затем Октябрьской Социалистической Революции в России 1917 года, буржуазно-демократических революций в Германии и Австро-Венгрии 1918 года, независимость получили народы Польши, Финляндии, Чехии и Словакии, Прибалтики, Югославии и с новой силой вспыхнула национально-освободительная борьба колониальных народов.

Это еще раз показало, что право наций на самоопределение, как составная часть пролетарской программы, имеет не «утопический», а революционный характер. С одной стороны это был удар по немецким, французским, английским правым социал-демократам и русским правым меньшевикам и «оборонцам», шельмовавшим принцип национальной независимости как «реакционную романтику». С другой стороны это был удар по тем упростителям, которые объявляли этот принцип осуществимым только при социализме и отказывавшимся дать ответы на национальные вопросы, в упор поставленные войной.

Правда сегодня, после падения мировой колониальной системы, разные империалистические центры начали активно использовать разные сепаратистские движения с целью расчленить разные страны, изменяя существующие границы, для продвижения своих экономических и геополитических целей. Следовательно, в нынешних условиях для коммунистических и рабочих партий, для рабочего класса в целом, выявляется задача выдвижения общих классовых интересов трудящихся против империалистических экономических интересов, геополитических планов, против империалистической войны. Такие вопросы не могут быть решены в интересах народов с помощью империалистических сил США, НАТО и ЕС, на основе их собственных устремлений.

Вторую часть статьи вы можете прочитать здесь.

Третью часть статьи вы можете прочитать здесь.

Четвертую часть статьи вы можете прочитать здесь.

[1] В.И. Ленин: О ПРАВЕ НАЦИЙ НА САМООПРЕДЕЛЕНИЕ, ПСС, том. 25, стр. 269
[2] В.И. Ленин: О ПРАВЕ НАЦИЙ НА САМООПРЕДЕЛЕНИЕ, ПСС, том. 25, стр. 286
[3] В.И. Ленин: ИТОГИ ДИСКУССИИ О САМООПРЕДЕЛЕНИИ, ПСС, том. 30, стр. 39
[4] В.И. Ленин: О ЛОЗУНГЕ СОЕДИНЕННЫХ ШТАТОВ ЕВРОПЫ, ПСС, том. 26, стр. 352



Похожие новости


Система комментирования SigComments

Присоединяйтесь

Уведомление

    При копировании или перепечатывании статей с данного сайта, Вы должны поставить ссылку на marx.kz ("Marx Центр") и указать автора материала!
© 2020 marx.kz

"...Философы лишь различным образом объясняли мир, но дело заключается в том, чтобы изменить его..."

Яндекс.Метрика

Сочинения классиков

  • Карл Маркс
  • Фридрих Энгельс
  • Владимир Ленин
  • Иосиф Сталин
  • Лев Троцкий
  • Мао Цзэдун
  • Фидель Кастро