MАRX Центр » Трибуна » Марксизм – «вредная секта» или наука? Ленин о «трёх китах» марксизма.
Присоединяйтесь к нам в Телеграм!

Марксизм – «вредная секта» или наука? Ленин о «трёх китах» марксизма.






Для ведения просветительской работы среди рабочего класса и всех сочувствующих бедственному положению народа Ленину и его соратникам приходилось преодолевать серьезные преграды, ведь в те времена действовала жесткая царская цензура, запрещавшая транслирование передовых идей, угрожавших существующему строю. 

Тем не менее, Ленину и его единомышленникам удавалось печатать и распространять свои труды среди рабочих, студентов и всех заинтересованных, что является подтверждением того факта, что востребованные актуальные идеи всегда найдут путь к умам тех людей, от которых зависит судьба всего народа и страны. Всегда находятся личности, которые берут на себя труд распространять знания, раскрывать людям глаза, пробуждать классовое самосознание у народа, и проявляют при этом удивительную изобретательность. 

Статья Ленина «Три источника и три составных части марксизма» была опубликована в большевистском легальном журнале «Просвещение» в 1913 году и приурочена к 30-летию со дня смерти Маркса. Журнал был создан в 1911 году по инициативе В. И. Ленина вместо закрытого царской цензурой большевистского журнала «Мысль». В 1914 году правительство закрыло и журнал «Просвещение». Его тираж доходил до 5 тысяч экземпляров, и он сыграл большую роль в марксистском интернациональном воспитании передовых рабочих России. 

Во времена Ленина представители социальных наук, приверженные буржуазной идеологии, видели в марксизме «вредную секту» из прошлого века, как и нынешние лидеры мнения, «говорящие головы» властей и просто обыватели либерального и консервативного толка, внушающие общественности, что Маркс устарел, и альтернативы для капитализма не существует.  

Что побуждает всех этих людей отстаивать капитализм и клеймить марксизм не взирая на то, что капитализм - это общество чудовищной социальной несправедливости, где наёмное рабство служит основой обогащения хозяев производств?

Ответ прост: все эти люди хорошо устроились у кормушки капитала, который наживается на эксплуатации наемных рабочих, то есть наемное рабство миллионов людей – условие их материального благополучия, а марксизм объявил беспощадную войну эксплуатации, угрожая тем  самым их достатку. 

Как сказал Ленин, наивно ожидать беспристрастной науки в обществе наёмного рабства, также как и ожидать беспристрастия хозяев предприятий в вопросе о том, не следует ли увеличить плату рабочим, уменьшив прибыль капитала. 

В своей статье Ленин показывает, что в марксизме нет ничего от «сектантства», предполагающего  замкнутость и закостенелость учения, возникшего в стороне от столбовой дороги развития мировой цивилизации. Напротив, вся гениальность Маркса состоит именно в том, что он дал ответы на вопросы, уже поставленные до него передовой мыслью человечества. Его учение возникло как прямое и непосредственное продолжение учения величайших представителей философии, политической экономии и социализма. 

Учение Маркса доказывает, что сегодня нет никаких оправданий для эксплуатации человека человеком, и не может быть никакого примирения с защитой буржуазного гнёта. При этом учение Маркса - законный преемник лучшего, что создало человечество в XIX веке в лице немецкой философии, английской политической экономии, французского социализма. То есть марксизм в своей основе имеет эти три источника, стоит на этих «трех китах», которые являются и его тремя составными частями. 

Философия марксизма – это материализм, то есть представление о том, что материя первична, а сознание вторично, мозг является субстратом и генератором сознания, а не наоборот, общественное бытие (уровень развития экономической материально-технической базы общества и производственные отношения) определяет общественное сознание (духовное богатство человечества, система правовых норм, наука, литература, искусство, мысли господствуют в обществе и прочее), а не наоборот.

Маркс обогатил философию приобретениями немецкой классической философии, особенно системы Гегеля, материалистически переосмыслив ее (Гегель был идеалистом). Главное из этих приобретений – диалектика, т. е. учение о том, что все сущее находится в вечном развитии (в прогрессивном и/или обратном), имеет причинно-следственные связи, является результатом влияния многих взаимосвязанных факторов, учение об относительности человеческого знания. 

Применив материализм к истории, Маркс и Энгельс совершили выдающееся открытие - исторический материализм. «Хаос и произвол, царившие до сих пор во взглядах на историю и на политику, сменились поразительно цельной и стройной научной теорией, показывающей, как из одного уклада общественной жизни развивается, вследствие роста производительных сил, другой, более высокий, – из крепостничества, например, вырастает капитализм» - пишет Ленин.

Классическая политическая экономия до Маркса сложилась в Англии – самой развитой капиталистической стране. Адам Смит и Давид Рикардо положили начало трудовой теории стоимости, а Маркс продолжал их дело, строго обосновал и последовательно развил эту теорию. 

Маркс в своем главном труде «Капитал» вскрыл отношение между людьми. При капитализме товаром становится и рабочая сила человека. Наёмный рабочий продает свою рабочую силу владельцу земли, фабрик, орудий труда. Одну часть рабочего дня рабочий трудится, чтобы покрыть расходы на свои (заработная плата), а другую часть дня работает даром, создавая прибавочную стоимость для капиталиста, источник прибыли, источник богатства класса капиталистов. Учение о прибавочной стоимости - краеугольный камень экономической теории Маркса. 

Маркс проследил развитие капитализма от первых зачатков товарного хозяйства, от простого обмена, до его высших форм, до крупного производства, до его победы во всём мире, и доказал, что эта победа – это лишь необходимый этап победы труда над капиталом, победы коммунизма над капитализмом. 

Когда крепостничество было свергнуто капиталом, общественности стало ясно, что «свободный» капитализм означает новую систему угнетения и эксплуатации трудящихся, еще более изощренную. Немедленно стали возникать социалистические учения как протест против этого гнёта. 

Однако ранний социализм был утопическим. Как пишет Ленин, он критиковал капиталистическое общество, осуждал, проклинал его, мечтал об уничтожении его, фантазировал о лучшем строе, убеждал богатых в безнравственности эксплуатации. Но утопический социализм не мог указать выхода, не умел ни разъяснить сущность наёмного рабства при капитализме, ни открыть законы его развития, ни найти ту общественную силу, которая способна стать творцом нового общества. Гениальность Маркса состоит в том, что он сумел сделать вывод, которому учит всемирная история. Этот вывод - учение о классовой борьбе. 

«Люди всегда были и всегда будут глупенькими жертвами обмана и самообмана в политике, пока они не научатся за любыми нравственными, религиозными, политическими, социальными фразами, заявлениями, обещаниями разыскивать интересы тех или иных классов». 

Сторонники реформ ради улучшения жизни народа всегда будут обмануты защитниками старого, пока не поймут, что прогрессивным изменениям противятся господствующие классы, пускающие в ход разные силы ради сохранения своих привилегий. 

Маркс доказал, что сломить сопротивление правящего класса буржуазии возможно лишь при помощи одной силы. Материальная сила, способная смести старое и создать новое, – пролетариат. «Только философский материализм Маркса указал пролетариату выход из духовного рабства, в котором прозябали доныне все угнетенные классы. Только экономическая теория Маркса разъяснила действительное положение пролетариата в общем строе капитализма. Во всём мире, от Америки до Японии и от Швеции до Южной Африки, множатся самостоятельные организации пролетариата. Он просвещается и воспитывается, ведя свою классовую борьбу, избавляется от предрассудков буржуазного общества, сплачивается всё теснее и учится измерять меру своих успехов, закаляет свои силы и растёт неудержимо».



Похожие новости

Присоединяйтесь

Уведомление

    При копировании или перепечатывании статей с данного сайта, Вы должны поставить ссылку на marx.kz ("Marx Центр") и указать автора материала!
© 2020 marx.kz

"...Философы лишь различным образом объясняли мир, но дело заключается в том, чтобы изменить его..."

Яндекс.Метрика

Сочинения классиков

  • Карл Маркс
  • Фридрих Энгельс
  • Владимир Ленин
  • Иосиф Сталин
  • Лев Троцкий
  • Мао Цзэдун
  • Фидель Кастро