MАRX Центр » Трибуна » Читаем Ленина. Часть 2
Присоединяйтесь к нам в Телеграм!

Читаем Ленина. Часть 2





 
Закончила читать книгу Ленин «Что такое «друзья народа» и как они воюют против социал демократов?», написанную им в 1894 году в ответ на антимарксистские статьи, опубликованные в печатном органе либеральных народников «Русское Богатство». 
 
Социал-демократия – это соединение рабочего движения с научным социализмом во имя строительства коммунизма (социализм – это коммунизм в первой фазе). То есть вооружение рабочих научной теорией о законах развития общества, что позволит им, прежде всего, понять за что и с чем нужно бороться, чтобы прекратить бесконечную череду страданий и лишений, выпадающих на долю трудового народа. Рабочие должны осознать, что причина социальных бедствий – классовый антагонизм между рабочими и эксплуатирующими их капиталистами. 
 
В этой связи Ленин поставил перед социалистами задачу подробнее разработать марксистское понимание русской истории и действительности, проследить все формы классовой борьбы и эксплуатации, которые отличались особой запутанностью и замаскированностью в России. Затем популяризовать эту теорию среди рабочих, помочь рабочему классу усвоить ее, помочь выработать наиболее подходящую для текущих условий форму организации для распространения социал‑демократизма и сплочения рабочих в политическую силу.   
 
Согласно научному социализму, историческая миссия освобождения человечества от гнета эксплуатации капиталом лежит на рабочих. Это единственный класс, способный возложить на себя такую задачу и выполнить ее. Но для этого его передовые представители должны усвоить идеи научного социализма, идею об исторической роли рабочего в борьбе за коммунизм - общество свободных равноправных людей, где исключена эксплуатация человека человеком. 
 
Как доказал Маркс, каждый общественный строй – это историческая необходимость. Один строй неизбежно должен вырасти из другого строя, и неизбежно перерасти в последующий.   Это происходит независимо от того, верят ли люди в это или не верят, сознают ли они это или не сознают. Маркс рассматривает общественное движение как естественно‑исторический процесс, подчиняющийся законам, не только не зависящим от воли, сознания и намерений людей, а, напротив, определяющим их волю, сознание и намерения. 
 
Маркс посвятил свои исследования изучению законов, которые регулируют возникновение, существование, развитие и смерть данного общественного организма и замену его другим, высшим общественным организмом.
 
Например, под влиянием закона стоимости – основного экономического закона капитализма – капитал все больше концентрируется в руках все меньшего числа магнатов капитала, узурпирующих и монополизирующих производство. 
 
Однако вместе с этими преобразованиями растет и масса нищеты, угнетения, рабства, деградации, эксплуатации, но не только. Вместе с нарастанием этих печальных явлений растет также и возмущение рабочего класса невыносимой ситуацией, рабочий класс обучается, объединяется и организуется самим механизмом капиталистического процесса производства. 
 
Капитал со временем становится оковами того способа производства, который расцвел вместе с ним и под его покровом. Концентрация средств производства и обобществление труда достигают такого уровня, когда они становятся несовместимы с их капиталистической оболочкой. 
 
Оболочка неминуемо разорвется. Но чтобы освободиться от оков эксплуатации рабочий класс должен понимать, что для этого требуется полное переустройство производственных отношений на новых основаниях. То есть пролетариат должен приобрести классовое самосознание. 
 
 
А что же предлагают «друзья народа», несостоятельность воззрений которых Ленин разбирает в своей книге? «Задача наша не в том, чтобы вырастить непременно «самобытную» цивилизацию из собственных национальных недр, но и не в том, чтобы перенести на себя западную цивилизацию целиком со всеми раздирающими ее противоречиями: надо брать хорошее отовсюду, откуда можно, а свое оно будет или чужое, это уже вопрос не принципа, а практического удобства. По‑видимому, это столь просто, ясно и понятно, что и разговаривать не о чем». 
 
Ленин высмеивает подход «взять» хорошее отовсюду (например, «взять» от феодализма принадлежность средств производства работнику, а от новых капиталистических форм - свободу, равенство, просвещение, культуру). Такой субъективный утопический метод в социологии может существовать только в головах его авторов, потому что именно институт частной собственности на ключевые средства производства порождает все ужасы угнетенного положения трудящихся, нищету, ранние смерти, обездоленность, травмы, инвалидность мужчин, женщин и даже детей. 
 
Цель социал-демократов - раскрыть глаза народу на причину их бедственного положения, разбудить мысль рабочего, чтобы произошло превращение глухого и неясного недовольства жизнью в сознательный протест, чтобы превратить раздробленный, мелкий, бессмысленный бунт в организованную классовую борьбу за освобождение всего трудящегося люда, борьбу, которая черпает свою силу из самых условий существования этого крупного капитализма и потому может безусловно рассчитывать на верный успех.
 
Ленин приводит цитату Карла Маркса: «Критика сорвала с цепей украшавшие их воображаемые цветы не для того, чтобы человечество продолжало нести эти оковы в их форме, лишенной всякой фантазии и всякой радости, а для того, чтобы оно сбросило цепи и протянуло руку за живым цветком».
 
Ленин говорит, что русские социал‑демократы срывают с деревни украшающие ее воображаемые цветы, и за что их так смертельно ненавидят «друзья народа», не для того, чтобы масса крестьянства оставалась в положении теперешнего угнетения, вымирания и порабощения, а для того, чтобы пролетариат понял, каковы те цепи, которые сковывают повсюду трудящегося, понял, как куются эти цепи, и сумел подняться против них, чтобы сбросить их и протянуть руку за настоящим цветком.
 
Все меры, предлагаемые «друзьями народа», - это расширение мелкобуржуазного уклада путем, например, освобождения деревни от опеки, перехода к общественным запашкам, дешевых кредитов, обеспеченности сбыта, изобретения более дешевых двигателей и других технических улучшений и др., а также развития музеев, складов,  комиссионерских контор. 
 
Однако рецепты «друзей народа» способны лишь усилить и развить капиталистическое хозяйство, ныне сдерживаемое излишней «опекой», остатками крепостнических платежей, прикреплением крестьян к земле и т. д. Они не понимают антагонистичности производственных отношений (в крестьянстве  так же, как и в других сословиях) и вместо того, чтобы стараться вывести этот антагонизм на открытую дорогу, вместо того, чтобы прямо примкнуть к тем, кто порабощается в силу этого антагонизма, и стараться помочь ему подняться на борьбу, – они мечтают прекратить борьбу мерами, рассчитанными на всех, на примирение и объединение. 
 
Понятно, какой результат может выйти из всех этих мер: всеми этими кредитами, улучшениями, банками и т. п. «прогрессами» в состоянии будет воспользоваться только тот, кто имеет определенные «сбережения», т. е. представитель ничтожного меньшинства, мелкой буржуазии. Основной и коренной факт того, что масса населения не имея средств даже для того, чтобы прокормить себя, а не то что для заведения правильного хозяйства, усугубит расслоение общества как на селе, так и в городе. 
 
И потому подобные мероприятия обращаются у них в кроткие либеральные полумеры, прозябающие от щедрот филантропических буржуа и приносящие гораздо больше вреда отвлечением эксплуатируемых от борьбы, чем пользы от того возможного улучшения положения отдельных личностей, которое не может не быть мизерным и шатким на общей основе капиталистических отношений. 
 
В общем, «друзья народа» хотят не уничтожения эксплуатации, а смягчения ее, хотят не борьбы, а примирения. Их широкие идеалы, с точки зрения которых они так усердно громят узких социал‑демократов, не идут далее «исправного» крестьянства, отбывающего «повинности» перед помещиками и капиталистами, лишь бы только помещики и капиталисты справедливо к ним относились.
 
Ленин подчеркивает, что мелкий буржуа порой не в состоянии понять классового характера той эксплуатации и того угнетения, от которых он страдает иногда не меньше пролетария, не в состоянии понять, что и государство в буржуазном обществе не может не быть классовым государством.
 
Наивные «друзья народа» верили в возможность «переубедить» общественность и государство в необходимости исправить положение народа, во всех подродностях описывая бедствия крестьян (малоземелье, высокие платежи, бесправие, забитость, загнанность). Однако сосредоточившись на описании крестьянских бед, они упустили из виду одно – политико‑экономическую структуру деревни, упустили из виду основной фактор бедствий – эксплуататорские отношения, которые со временем будут только усугублять социальное расслоение общества. 
 
Таким образом ничего социалистического в рецептах «друзей народа» не было, все их теории не объясняют эксплуатации трудящегося и потому абсолютно не способны послужить для его освобождения. Становится ясно, что на самом деле все эти теории отражают и проводят интересы мелкой буржуазии. 
 
По мысли Ленина, наивные претензии «друзей народа» устыдить  буржуазию за ее буржуазность так же смешны, как стремления мещанских экономистов напугать нашу буржуазию тем, что она идет к разорению народа, к нищете, безработице и голоданию масс; этот суд над буржуазией и ее идеологами напоминает тот суд над щукой, который порешил бросить ее в реку  (речь о басне Крылова «Щука», где на щуку подали в суд за ее проделки, судьями были ослы, клячи, козлы, а прокурором – лиса. Щука была приятельницей лисы, обеспечивала ей рыбный стол. Суд решил сурово наказать щуку, предложил повесить, а лиса сказала, что это слишком мягкая казнь, надо ее казнить невиданным для нас способом – утопить! На том суд и порешил, щуку выкинули в треку).
 
Короткий вывод из прочитанного - долой эксплуатацию человека человеком, и баста!



Похожие новости

Присоединяйтесь

Уведомление

    При копировании или перепечатывании статей с данного сайта, Вы должны поставить ссылку на marx.kz ("Marx Центр") и указать автора материала!
© 2020 marx.kz

"...Философы лишь различным образом объясняли мир, но дело заключается в том, чтобы изменить его..."

Яндекс.Метрика

Сочинения классиков

  • Карл Маркс
  • Фридрих Энгельс
  • Владимир Ленин
  • Иосиф Сталин
  • Лев Троцкий
  • Мао Цзэдун
  • Фидель Кастро