«Москва — это новая Мекка, это — Медина для всех угнетенных», —Обращение Научной ассоциации востоковедов при ЦИК СССР в 1921 году.
Одним из мифов, связанных с большевиками является миф об их ненависти к религии и религиозным деятелям. Отношение большевиков к религии было разным в разное время. От толерантного невмешательства до агрессивного безбожничества.
Исходя из марксистского положения, что религия в капиталистическом обществе, является последним прибежищем для угнетённых масс, где те находят, хоть какое-то душевное успокоение, большевики считали, что убрав эксплуатация человека человеком, они «снимут» необходимость в религии. Также предполагалась активная атеистическая пропаганда науки. То есть в процессе развития общества, роста его культуры и образованности на определённом этапе необходимость религии как «врачевателя душ» просто отпадёт.
Большевики считали, что в светском государстве все религиозные конфессии должны быть равны и ни одной из них, не должно быть прав больше, чем у других. Из-за этой позиции, а не из-за пропаганды атеизма, на большевиков обиделась Православная церковь, которая считала, что должна быть чем-то большим, чем одной из религиозных объединений.
Также большевики пытались наладить отношения с мусульманским населением страны. Ленин и Сталин обратились со следующим воззванием к мусульманам:
«Товарищи! Братья!... Мусульмане России, татары Поволжья и Крыма, киргизы и сарты Сибири и Туркестана, турки и татары Закавказья, чеченцы и горцы Кавказа, все те, мечети и молельни которых разрушались, верования и обычаи которых попирались царями и угнетателями России! Отныне ваши веровании и обычаи, ваши национальные и культурные учреждения объявляются свободными и неприкосновенными. Устраивайте свою национальную жизнь свободно и беспрепятственно. Вы имеете право на это. Знайте, что ваши права, как и права всех пародов России, охраняются всей мощью революции и ее органов, Советов Рабочих, Солдатских и Крестьянских Депутатов…. Не от России и ее революционного Правительства ждет вас порабощение, а от хищников европейского империализма, от тех, которые превратили вашу родину в расхищенную и обираемую свою "колонию".
Свергайте же этих хищников и поработителей ваших стран. Теперь, когда война и разруха растаптывают устои старого мира, когда весь мир выдает негодованием против империалистов-захватчиков, когда всякая искра возмущения превращается в мощное пламя революции, когда далее индийские мусульмане, загнанные и замученные чужеземным игом, подымают восстание против своих поработителей, - теперь молчать нельзя. Не теряйте же времени и сбрасывайте с плеч вековых захватчиков ваших земель! Не отдавайте им больше на разграбление ваших родных пепелищ! Вы сами должны быть хозяевами вашей страны! Вы сами должны устроить свою жизнь по образу своему и подобию! Вы имеете на это право, ибо ваша судьба в собственных руках ... Товарищи! Братья! Твердо и решительно идем мы к честному, демократическому миру. На наших знаменах несем мы освобождение угнетенным народам мира. Мусульмане России! Мусульмане Востока! На этом пути обновления мира мы ждем от вас сочувствия и поддержки.»
Чтобы показать, что новое Советское правительство хочет улучшить отношения с религиозными деятелями мусульманской общины, было принято решение вернуть мусульманам Коран Османа, хранившийся в Публичной (бывшей Императорской) библиотеки.
Коран Осамана или Коран Усмана — древнейшая сохранившаяся до наших дней рукопись Корана, обагрённая, как полагают, кровью третьего халифа — Усмана. Считается, что стандартный текст Корана был выработан при зяте Мухаммада, третьем халифе Усмане.
Предположительно, пять первых экземпляров Корана были разосланы в основные города Халифата (один из них сохраняется в стамбульском дворце Топкапы), а шестой экземпляр халиф оставил себе. Считается, что преемник Усмана, четвёртый халиф Али, увёз эту рукопись из Медины в свою новую столицу, Куфу. Там она сохранялась до вторжения Тамерлана в XV веке. Существует много версий о том, как Коран Османа попал в Самарканд. По одной из версий, когда в 1402 году Тамерлан разбил близ Ангоры османского султана Баязета, при возвращении на родину путь полководца пролегал через иракский город Басра. Откуда и был взят Коран Османа и привезён в Самарканд — столицу империи Тамерлана. Там он долгое время хранился в медресе.
В Российскую Империю Коран Османа попал в 1869 году, когда после взятия Самарканда, духовенство города продало его за 500 коканов (100 рублей) царской администрации. После чего Коран Османа был перевезен в Санкт-Петербург.
3 декабря 1917 года на Первом Краевом съезде мусульман делегатами было принято решение о том, чтобы «достояние всего мусульманского мира – Коран Османа… должен немедленно перейти во владение мусульман». В последний день съезда Ленин и Сталин подписали распоряжение о передаче Корана Османа Национальному парламенту мусульман в Уфе.
В настоящее время Коран Османа хранится в библиотеке Управление мусульман Узбекистана в Ташкенте.
Отношение большевиков к религиозным структурам ухудшилось с началом Гражданской войны, когда множество религиозных деятелей, разных конфессий, выступили против Советской власти став поддерживать их врагов. Главной причиной, по которой религиозные деятели поддержали врагов Советской власти была не идеологическая, а экономическая. Большевики отделив религию от государства, лишили религиозных деятелей многих привилегий и приносящей доходы собственности.