MАRX Центр » Экономика » Кто создал современную пенсионную систему в Казахстане?
Присоединяйтесь к нам в Телеграм!

Кто создал современную пенсионную систему в Казахстане?






В истории независимого Казахстана, образовалось огромное количество исторических «провалов», которые сразу стали обрастать мифами. Память человеческая недолгая и несмотря на то, что большинство казахстанцев сами застали те сложные времена, большинство уже не помнят, множества исторических событий, которые тогда происходили в стране.  Одним из таких событий стала пенсионная реформа. 
Реформа, которая отменила в Казахстане солидарную пенсионную систему (советская пенсионная система) и перевела всю страну на так называемую «чилийскую модель» при которой трудящиеся должны сами накопить себе пенсию, началась в 1996 году.   


«Отцом» этой реформы стал Акежан Кажегельдин, в тот период занимавший пост премьер министра страны. Правительство строго соблюдало все советы «западных экспертов» и МВФ, проводя массовую приватизацию. Именно в тот исторический период, происходила колонизация страны финансовым капиталом.

Одним из главных условий МВФ стало требование «разгрузки» бюджета государства, от социальных обязательств перед населением. И в первую очередь, «разгрузить» бюджет нужно было от будущих пенсионеров. Такие требования МВФ выставляло Казахстану, для получения новых кредитов. 

Суть реформы была в следующем. Отменить советскую систему пенсий, повысить пенсионный возраст и ввести частные пенсионный фонды. Таким образом, бюджет страны «облегчался» от пенсионных выплат, а сама страна, по мнению «реформаторов» становилась привлекательной для «западных инвестиций».

В конце марта 1996 года правительство внесло в парламент законопроект - «О внесении изменений и дополнений в Закон Казахской ССР «О пенсионном обеспечении граждан в Казахской ССР». Суть этого закона состояла в повышении пенсионного возраста мужчин до 63 лет, женщин - до 58, а также в отмене пенсионных льгот. Стоит отметить, что на момент внесения закона трехмесячная задолженность государства по пенсиям составляла почти 3 млрд, тенге. В ответ на возмущенные вопросы депутатов вице-премьер Шайкенов заявил, что принятие этого закона в правительственном варианте - «первое серьезное испытание для парламента».

В новом парламенте Казахстана, избранном в декабре 1995 года, за несколько месяцев до этих событий, предложение правительства о повышении пенсионного возраста, что называется приняли в «штыки».  Депутат посчитали данный проект закона «сырым» и отказывались его рассматривать.

Чуть позже правительство внесло еще один закон, связанный с пенсионной реформой, - «О негосударственных добровольных пенсионных фондах». Профильный комитет Мажилиса законопроект не одобрил и рекомендовал его отклонить. Однако правительство такой вариант не устроил, и не только по чисто экономическим причинам - Кабмин хотел, во-первых, распространить ответственность за проводимый социально-экономический курс на депутатский корпус, а во- вторых, продемонстрировать силу. В ответ на депутатские возражения вице-премьер Шайкенов заявил, что «ни одной запятой из законопроекта выброшено не будет», а Кажегельдин «обрадовал» народных избранников: «Сегодня вы его нам отдадите, завтра получите обратно. От его принятия вам не уйти». 
 
Задолженность правительства по пенсиям, достигла к моменту внесения закона уже 4,5 млрд, тенге. Президент объявил законопроект срочным, т.е. если бы парламент не принял закон в установленный срок, то в соответствии с новой Конституцией президент мог ввести его в действие своим указом. Парламент сдался и принял законопроект в правительственном варианте с опережением графика; Марат Оспанов заявил, что «когда есть парламент, негоже чтобы законы принимались президентом».

Но поправки в пенсионное законодательство Мажилис 23 мая 1996 года отклонил, назвав его «законом экономии на пенсионерах» и «законом, несущим в себе элементы античеловеческого характера».

Кажегельдин любящий внимание к своей персоне, пообещал прессе прыгнуть с «тарзанки», если депутаты примут закон.
Депутаты продолжали вяло сопротивляться. Премьер понимал, что против данного законопроекта выступает не только депутатский корпус, но и профсоюзы, которые хоть и были «карманными», но продолжали изредка издавать звуки недовольства.   «Пробить» такую стену недовольства, методами подкупа и «договоренностей» не представлялось возможным. Была очень высока вероятность что при рассмотрении данных законопроектов, депутаты «прокатят» премьера и не примут законов. В таком случае, премьер оказывался в моральном проигрыше - показал бы свою слабость перед парламентом. Однако, выход был найден, с помощью новой Конституции страны, принятой в 1995 году.

10 июня Кажегельдин внес на голосование Парламента вотум недоверия собственному кабинету вкупе с отвергнутым ранее законопроектом (статья 61 Конституции устанавливает, что в случае отклонения правительственного законопроекта премьер-министр вправе поставить на голосование вопрос о недоверии правительству. Если вотум недоверия наберет менее двух третей голосов, то законопроект считается принятым без голосования).  

Премьер заявил, что отклонение проекта «препятствует утвержденной Президентом Программе действий правительства по углублению реформ на 1996-1998 годы, блокирует реформирование пенсионного обеспечения, направленное на ликвидацию задолженности пенсионерам, усиление мотивации к труду, тормозит выполнение ранее принятых законов». 

«Реформатор года» (Кажегельдин получил данный статус на международной конференция под названием «Инвестиционные возможности в Казахстане» в Лондоне накануне этих событий) напрочь отверг возможность компромисса: «Сегодня мы впервые попробуем испытать конституцию на прочность».

Парламент что называется «сдался», и 12 июня большинством в обеих палатах («за» - 45 сенаторов и 61 депутат Мажилиса, против - соответственно 10 и 19) проголосовал за доверие правительству. Спикер Оспанов, сам проголосовавший «за», заметил: «Конечно, правительство не все сделало для того, чтобы продвинуть этот законопроект в парламенте другим способом...», «Несмотря на все случившееся, парламент нельзя назвать «карманным». Тут надо подходить к вопросу тоньше и понимать, что в результате такого расклада парламент не стал тормозом на пути реформ». 


Оказавшись после своей отставки в оппозиции, Кажегельдин, начал критиковать пенсионную реформу, которую сам и провел. Журналисты напомнили бывшему премьеру как он сам несколько дней доказывал депутатам, как хороши негосударственные пенсионные фонды. Да и с «тарзанкой» он не прыгнул.

В итоге пенсионные накопления казахстанцев стали оседать на счетах частных фондов, которые были в большинстве своем неэффективны.  Позднее частные фонды передали свои активы в ЕНПФ. А, совсем недавно снова были озвучены предложения раздать пенсионные накопления частным фондам.

Судя по логике событий, казахстанцы, вовсе останутся без своих накопленных пенсий, их «сжирает» как инфляция, так и девальвации национальной валюты. И «благодарить» за это нужно одного человека – Акежана Магжановича Кажегельдина.

Единственным выходом из этого «пенсионного тупика», в который загнали страну и граждан «реформаторы» проводившие экономические реформы по инструкциям от МВФ, станет возвращение к солидарной пенсионной системе.



Похожие новости

Присоединяйтесь

Уведомление

    При копировании или перепечатывании статей с данного сайта, Вы должны поставить ссылку на marx.kz ("Marx Центр") и указать автора материала!
© 2020 marx.kz

"...Философы лишь различным образом объясняли мир, но дело заключается в том, чтобы изменить его..."

Яндекс.Метрика

Сочинения классиков

  • Карл Маркс
  • Фридрих Энгельс
  • Владимир Ленин
  • Иосиф Сталин
  • Лев Троцкий
  • Мао Цзэдун
  • Фидель Кастро