MАRX Центр » Политика » Все могут короли? О кризисе в Эсватини

Все могут короли? О кризисе в Эсватини







Борьба с абсолютной монархией в Эсватини шла всегда — еще до независимости в 1968 г. Но монархия всегда была на шаг впереди. Клан Дламини во главе с вождеской аристократией, отправив рабочих на шахты в ЮАР и на вырученные средства выкупив у белых концессионеров землю и минер. ресурсы через Lifa Fund, привел свое «Национальное движение Имбокодво» к триумфальной победе на выборах 1967 г.

Обойдя вестминстерски ориентированные антитрадиционалистские партии гор. рабочих и среднего класса, Собхуза II заключил союз с белыми агропромышленниками, бизнесменами и плантаторами. А из опасения перед промышл. рабочими, горожанами и получившим в парламенте 1973 г. 3 места оппозиционным «Национальным освободительным конгрессом Нгване» (NNLC) он в том же году отменил конституцию 1968 г. как «несвази», запретил партии и установил к 1978 г. систему тинкундла — в страхе перед свободными выборами и для ослабления городского электората.

В interregnum после смерти Собхузы II консерваторы победили реформистов и, во главе с неформальной аристокр. кликой ликоко, привели к власти и короновали Мсвати III. Но сама тинкундла модифицировалась под постоянным давлением левых и либералов (особенно PUDEMO) и роста электората оппозиции с 80-х гг., где оказались не только рабочие, служащие, студенты, но и беднейшие неформальные поселения полугородской периферии, люмпены-сидлани, безработные.

Несмотря на народные выступления (в 1996, когда профсоюзы на 2 недели парализовали экономику, в 2008, в 2011, 2019 и т.д.), левым не удавалось провести всеобщую стачку из-за самых разных причин — репрессий, эмиграции, силы клановых, возрастных, гендерных и др. институтов, кооптаций (ведь король контролирует до 50% экономики!), уступок (расширение тинкундл с 40 до 55, конституция 2005 г.).

Но потребность в реформах назрела. Параллельные — «традиционные» и современные — правовые системы препятствуют урбанизации (60% горожан живет в неформальных поселениях под управлением вождей, а не муниц. властей, и страдают от отсутствия гор. планирования), а контроль над землей — краеугольный камень национализма Собхузы II — давно тормозит развитие хозяйства: крестьяне не высаживают долголетних многосезонных культур, опасаясь конфискаций земли аристократией, поэтому Эсватини, где мало садов и виноградников, вынуждена импортировать фрукты из ЮАР.

Отношение к психически неустойчивому, крайне суеверному и озабоченному глубокой и серьезной верой в мути королю-плейбою Мсвати III, в 2018 появившемуся на публике в платье из алмазов, всегда было неоднозначным. Но перелом в общественном мнении наступил в ноябре 2019 г., с публикаций в СМИ о прибытии в страну люксовых авто для членов правящего дома на фоне перебоев с поставками медикаментов, задержек стипендий и зарплат из-за дефицита бюджета, спровоцированного огромными тратами королевского дома. Протестную и петиционную активность развернула «Ассамблея политических партий» (PPA), включившая NNLC, PUDEMO, Компартию Свазиленда, Конгресс профсоюзов и Демпартию Свазиленда.

Сила королей эмасвази — в постоянном изобретении и переизобретении традиции. Но антропологи не дадут соврать, насколько глубоко все pillars of integrity — включая ежегодную церемонию инквала — менялись с кон. XIX в., и насколько маскирующаяся за традицией идеология культ. национализма Свазиана, строящаяся на идеях «гармонии», отдает корпоративным «беспартийным» проектом (emaphati etembusave angumnyama, «политические партии — темные сущности», как поется в ежегодных «ритуальных» песнях).

Но с 2019 г. за пересмотр абсолютного правления и тинкундлы, легитимирующей авторитарную власть Мсвати III, выступили уже и модернистски настроенные консерваторы — «Движение Сиве Сийинкаба» во главе с Муса Нкамбуле, c 2013 г. представленное в парламенте и объединившее часть правящего дома, особенно молодых принцев, парламентариев, часть рабочих и более консервативной деревни, а также многие фракции PPA, поддерживающие конституц. монархию (кроме коммунистов). Оно рассыпало долгий союз Дламини с деревенскими вождями и их расширенными клиентелами.      

Материал предоставлен Телеграм-журналом об общественно-политической жизни Черной Африки - https://t.me/zangaro



Похожие новости


Система комментирования SigComments

Присоединяйтесь

Уведомление

    При копировании или перепечатывании статей с данного сайта, Вы должны поставить ссылку на marx.kz ("Marx Центр") и указать автора материала!
© 2020 marx.kz

"...Философы лишь различным образом объясняли мир, но дело заключается в том, чтобы изменить его..."

Яндекс.Метрика

Сочинения классиков

  • Карл Маркс
  • Фридрих Энгельс
  • Владимир Ленин
  • Иосиф Сталин
  • Лев Троцкий
  • Мао Цзэдун
  • Фидель Кастро