MАRX Центр » Политика » L'après-Déby. О «долгом государстве» пустынного маршала

L'après-Déby. О «долгом государстве» пустынного маршала







Гибель Идриса Деби Итно породила шквал откровенно авторитарных вайбов со стороны экспертократии, пролившей реки крокодиловых слез вокруг смерти «дорогого союзника» и катехона на пути экстремизма.

Показательно, что Афросоюз не может определиться, накладывать ли на Чад санкции за антиконституционный захват власти военными или в духе Realpolitik закрыть глаза на благословленный Францией династический переворот. Пользуясь этим замешательством, семейство Деби занимается, помимо привычных и неизбежных при «транзите» дворцовых интриг, легитимацией старой новой власти: Абделькрим Деби отвечает за дипломатию, налаживая контакты с патриархами региональной геополитики — Полем Бийя, Альфой Конде, Дени Сассу-Нгессо, Махамат Кака взаимодействует с Нигером, где еще недавно укрылись разбитые части FACT, пока
грамотно назначенный премьером Альбер Пахими Падаке, близкий покойному ИДИ оппозиционер, допущенный до недавних выборов, отвечает за финансово-экономические связи и кредитные линии.

В это время хорошо бы оглянуться и понять, чем же все-таки было «долгое государство Деби».

Выстроенная ИДИ система очень напоминает военизированное феодальное княжество, основанное больше на военной силе загава во главе с кланом бидеят, удачных матримониальных альянсах с главами всех племен и общин Чада (сам Кака — полузагава-полутубу, женатый на тубу) и мезальянсах — с полит. оппозицией из южан-сара, чем на внутренней легитимности; на личной верности и договоренностях, а не на институциональных связях; на приватизации публичной власти, хакума, неприкасаемым меньшинством, стоящим над законом, распределяющим финансовые потоки, но склонным не только карать за нелояльность, но и щедро награждать за верность; на нефтяной ренте, направляемой на укрепление армии, а не развитие устойчивой экономики.

Симптоматично, что во время кризиса система отказалась принципиально меняться: захватившая власть хунта из 14 генералов сформирована так, чтобы удержать непростой региональный баланс между интересами выходцев из треугольника Бурку—Эннеди—Тибести (сиречь кланов загава, тубу и арабов), а сформированное ВПС правительство — скорее, ширма, чтобы «успокоить» бурлящую оппозиционную столицу и международное сообщество. Любопытно, что правящая партия MPS во главе с Махаматом Зене Бада вмиг оказалась просто не нужна. Игрушка ИДИ по мобилизации электората мало того, что не получила денег за дорогостоящую кампанию, так еще и лишилась влияния в новом правительтстве, доставшемся технократам и статусным оппозиционерам, что лишь говорит о том, что личности по-прежнему значат больше, чем институты, особенно партийные.

Все слезы вокруг «оплота стабильности» не учитывают одно обстоятельство: все, что интересовало ИДИ — это власть и безопасность своей семьи. Ради нее и только ради нее он слал неграмотную молодежь из родного Эннеди сражаться в Мали, где, не получая жалования, она запросто «отбивала» своë грабежом населения; уничтожив массу «карьерных» джихадистов, свирепые, отважные, но плохо дисциплинированные чадские военные вырастили поколения новых врагов.

Власть клана Деби слабо легитимна на периферии и нелегитимна в столице, где уже сформировалась гражданская полит. альтернатива в лице молодежных платформ Trop c'est trop, Iyina, Ça Suffit и др., полит. оппозиции, профсоюзов и творческих объединений; 40 лоялистских партий и 130 ассоциаций не смогли вывести на митинг в поддержку хунты даже 200 человек — в три раза меньше, чем число задержанных 27 апреля протестующих. Система существует лишь пока за ней военная сила, но сросшаяся с государством армия — микрокосм всех структурных проблем Чада.

В Чаде нет крайней бедности и вздутых от голода животов — но притчей во языцех стали забастовки и бойкоты, пустые школы и госпитали, ежедневные паломничества дипломированной молодежи к Мечети Фейсала за поденной работой: в Нджамене легко встретить мототаксиста-философа, отбивающего $5 в день, биолога, работающего ночным сторожем, или же электрика, торгующего вразнос. Но чадцев не спрашивают, каким должно быть их будущее.    

Материал предоставлен Телеграм-журналом об общественно-политической жизни Черной Африки - https://t.me/zangaro  

Поставьете пожалуйста оценку для статьи, Ваше мнение важно для нас.





Похожие новости


Система комментирования SigComments

Присоединяйтесь

Уведомление

    При копировании или перепечатывании статей с данного сайта, Вы должны поставить ссылку на marx.kz ("Marx Центр") и указать автора материала!
© 2020 marx.kz

"...Философы лишь различным образом объясняли мир, но дело заключается в том, чтобы изменить его..."

Яндекс.Метрика

Сочинения классиков

  • Карл Маркс
  • Фридрих Энгельс
  • Владимир Ленин
  • Иосиф Сталин
  • Лев Троцкий
  • Мао Цзэдун
  • Фидель Кастро