MАRX Центр » Политика » По ту сторону джихада. О примирении в Мали

По ту сторону джихада. О примирении в Мали







Месяц назад — 14 марта — в центральном Мали была достигнута очередная «сделка с дьяволом» при посредничестве Верховного исламского совета и с участием не менее 95 террористов «Катибы Масина» — одной из подразделений JNIM, малийского филиала «Аль-Каиды». В этот раз — в округе Нионо в регионе Сегу, неподалеку от леса Вагаду на гр. с Мавританией, одной из главных оперативных баз исламистов. Спустя шесть месяцев осады джихадистами деревни Фарабугу, обороняемой охотничьими братствами, и после провальных соглашений июля 2019 г. и ноября 2020 г. в регион, наконец, вернулся мир.

Несмотря на то что военные покинули деревню, земледельцам позволено вернуться на поля и возобновить торговлю на окрестных рынках. С ложкой дегтя: джихадисты сохранили право носить оружие и вести проповеди, а женщины обязаны покрывать лица, что издевательство при сборе урожая или возделывании сада. Известно, что лидеры джихадистского подполья Амаду Куфа и Ияд Аг Гали готовы говорить с властями, которые уже назначили уполномоченного переговорщика — Джонкунду Траоре. По этому случаю RFI подготовило серию репортажей, а ряд малийских журналистов назвали соглашение токсичным для малийской государственности.

Но в освещении этих событий в СМИ опускается основная причина конфликта — конкуренция за доступ к пахотным, выпасным, рыболовным, лесным и охотничьим угодьям, а также связанные с ними социально-политические антагонизмы, вызванные, с одной стороны, земельным законодательством, поощряющим земледельцев в ущерб скотоводческим хозяйствам, с другой – разбалансировкой традиционного земельного права и механизмов урегулирования поземельных конфликтов. Вместо этого на стороны навешиваются этнические, культурные и пр. ярлыки, сводя все к противостоянию оседлых догонских охотничьих братств и кочевых «джихадистов-фульбе».

Во-первых, нет никаких скотоводов и земледельцев per se, разве что в мифологии, где фульбе — «хранители травы» (пастухи), бозо и сомоно — «хранители воды» (рыбаки), малинке и бамбара — «хранители земли» (земледельцы). Б.ч. земледельцев имеет скот, а фульбе — живущие деревнями отгонные скотоводы, а не кочевники, они тоже возделывают землю, среди них есть и собственники стад, и наемные пастухи. Этничность политизируют традиционалистские ассоциации (напр. Tabital pullaaku, Ginna dogon), НКО и группы самообороны, который мобилизуют фольклорный багаж и токсичный виктимизирующий язык с очень деструктивными последствиями. Симбиотическое сосуществование действительно расшатано, но его разрушение после 2012 г. грозит настоящим голодом, и все стали это понимать.

Далее — «Катиба Масина», она же «Фронт освобождения Масины» — скорее изобретение малийских журналистов, МОНУСКО и международной прессы. Сами боевики именуют себя йимбе Куфа (люди Куфа) или йимбе ладде (люди буша), что предполагает разнородную группу, тяготеющую к проповеднику Амаду Куфа. Отсылка к древней теократической империи Масина (1818-1862) должна указывать на этно- и теократические аппетиты («фульбский джихад»), но мавзолей Секу Амаду был разрушен именно джихадистами, а сам джихад начался внутри фульбе, будучи борьбой за доступ к земле между различными сегментами одного этноса, и был направлен против верхушки родов и общин. При этом если кто-то из низших каст и безземельной молодежи и примкнул к джихадистам, то многие все же остались со знатью.

Историческая память Масины мобилизуется ради другого — вдохновленной порядками Секу Амаду реформы землепользования, по-прежнему регулируемого через комплексы-лейды во главе с диовро, «хозяевами земли». Амаду Куфа выступал, в частности, против взимания платы с аллохтонов за доступ к общинным пастбищам в плодородной внутренней Дельте Нигера, контролируемой родами диовро, которые, имея большой авторитет в мэриях, префектурах и дер. комитетах и низкий — среди молодежи, рутинно называли всех критиков «Аль-Каидой», проспав момент, когда «молодежь» в самом деле не присягнула «Аль-Каиде» и не стала фактором, без которого наведения порядка в землепользовании, а значит и в достижении мира, стало уже невозможно.  

Материал предоставлен Телеграм-журналом об общественно-политической жизни Черной Африки - https://t.me/zangaro



Похожие новости


Система комментирования SigComments

Присоединяйтесь

Уведомление

    При копировании или перепечатывании статей с данного сайта, Вы должны поставить ссылку на marx.kz ("Marx Центр") и указать автора материала!
© 2020 marx.kz

"...Философы лишь различным образом объясняли мир, но дело заключается в том, чтобы изменить его..."

Яндекс.Метрика

Сочинения классиков

  • Карл Маркс
  • Фридрих Энгельс
  • Владимир Ленин
  • Иосиф Сталин
  • Лев Троцкий
  • Мао Цзэдун
  • Фидель Кастро