MАRX Центр » Политика » Сделка с дьяволом? О хрупком перемирии в Мали

Сделка с дьяволом? О хрупком перемирии в Мали







Жители округа Коро в малийском регионе Мопти заключили «мир» с джихадистами. Еще в апреле старейшины скотоводов-фульбе и земледельцев-догонов договорились о мире, а в течение июня лидеры догонов установили прямые контакты с фульбскими джихадистами, и стороны добились обмена пленными. Уже к 27 июлю шесть деревень с центром в Мадугу согласовали и подписали компромиссный договор с исламистами.

По соглашению джихадисты добились разоружения деревенских ополчений, права ведения проповедей, запрета алкоголя и сигарет, однако согласились на светскую школу — с условием открытия медресе с преподаванием на арабском. Но главное — джихадисты настояли поставить точку в затяжных спорах по поводу краж скота, что было камнем преткновения в долгом и кровавом межобщинном противостоянии.

Так, спустя три года фактически осадного положения, фульбе получили возможность безопасно пасти и перегонять скот, догоны вернулись к возделыванию полей, открылись рынки, общины и деревни возобновили торговлю. Вслед за Коро к инициативе присоединились деревни округа Бандиагара, которые тоже заключили договоры с джихадистами. Значит ли это, что во многом воображаемый и искусственно подогреваемый четырехлетний конфликт между «джихадистами»-фульбе и «охотниками»-догонами заканчивается сам собой?

Ясно, что межобщинное противостояние за воду, пастбища и скот не способно переломить традиции симбиотического сосуществования и разделения труда между скотоводами-фульбе  и земледельческими народами. Люди ностальгируют по эпохе, когда целые общины полукочевых фульбе подолгу останавливались в деревнях бамбара и догонов, вступали в многоплановые — деловые, клиентские, дружеские — отношения с соседями, брали на выпас их скот, снабжали их молоком и получали взамен зерно и хлеб.

В соседней Буркина-Фасо устное предание сохранило идею мифического триадного родства между фульбе (скотоводы), бва (земледельцы) и диула (торговцы), формализованное отношениями «подшучивания». Обыгрывая прошлое, когда в XIX в. конница теократического фульбского государства Масина покорила и обложила данью соседей, фульбе безо всякого риска для себя может назвать бобо «дебилом» или «рабом», а в ответ узнать, что он «чванливое ничтожество» и «жулик» — и разойтись друзьями.

Все испортили засухи 1970-80 гг., демографический пресс и, не в последнюю очередь, туризм — благодаря прославившимся на весь мир мистификациям Марселя Гриоля обласканные вниманием туристов жители Страны догонов укрепились во мнении о себе как о коренных обитателях Мопти и настроились изгнать «чужаков»-фульбе. С 2015 г., с возвышением фульбского радикального проповедника Амаду Куфа и мобилизацией фульбских экстремистов под эгидой «Катибы Масина» и «Ансар уль-Ислам» (в Буркина-Фасо), вражда обрела военно-политическое измерение. В свою очередь, догонские активисты в декабре 2016 г. объединились в ополчение «Дан На Амбассагу», по свирепости далеко превосходящее исламистов.

Так в центральном Мали джихадист стал синонимом вооруженного пастуха-фульбе, а член охотничьего братства донсо — синонимом любого земледельца. При этом грань между «профессиональными» джихадистами, «боевиками выходного дня» и вооруженными пастухами — действительно хрупкая и зыбкая, а отличить охотника из традиционных братств донсо от обвешанного амулетами гри-гри самозванца становилось все сложнее.

Однако после прогремевшей на весь мир трагедии в Огоссагу — кульминации межобщинной бойни — стало ясно, что долго это продолжаться не может, и для выживания просто необходимо мириться. Правда, догонское ополчение «Дан На Амбассагу» — кстати, запрещенное еще в марте 2019 г. по горячим следам чудовищной резни фульбе — агрессивно раскритиковало эту меру и отказалось поддержать мирную инициативу, пригрозив властям альянсом с сепаратистским Азавадом. Ведь соглашения между догонами и исламистами заключались и ранее, но без особенного успеха и надежного посредничества и при общем неприятии Бамако.

Материал предоставлен Телеграм-журналом об общественно-политической жизни Черной Африки - https://t.me/zangaro  


Поставьете пожалуйста оценку для статьи, Ваше мнение важно для нас.

Похожие новости


Система комментирования SigComments

Присоединяйтесь

Уведомление

    При копировании или перепечатывании статей с данного сайта, Вы должны поставить ссылку на marx.kz ("Marx Центр") и указать автора материала!
© 2020 marx.kz

"...Философы лишь различным образом объясняли мир, но дело заключается в том, чтобы изменить его..."

Яндекс.Метрика

Сочинения классиков

  • Карл Маркс
  • Фридрих Энгельс
  • Владимир Ленин
  • Иосиф Сталин
  • Лев Троцкий
  • Мао Цзэдун
  • Фидель Кастро