СМИ вроде FT критикуют якобы преждевременное присуждение Абию Ахмеду все еще престижной Нобелевской премии мира. Но Абий получил ее не только за важный мир с Эритреей.
Абий «свой». Это молодой неолиберал-технократ с дипломом MBA, он на «ты» с IT, он говорит с международными элитами на одном языке. Щепотка феминизма, инклюзивности, открытых тюрем и Pizza Hut с женским персоналом only — и он просто обречен на приз зрительских симпатий в «Саудовской Аравии прав человека».
Свободный рынок, частный сектор, приватизация и дерегуляция вплоть до признания в любви к капитализму в интервью FT — пропуск в никем не выбранную финансовую элиту Давоса с жирными сделками и кредитными линиями, что почти зазеркалье для многих его соседей. Абий — визионер, евангелист-пятидесятник нового поколения (с коучами и prosperity gospels), что, конечно, далеко не сенсация для этой страны, но влечет и определенный стиль руководства с упором на личную харизму, и пропуск в консервативные североамериканские деловые круги.
{banner_banner_full}
Конечно, за всем этим бизнес-френдли аттитюд — давно поженившийся с неолиберализмом консервативный национализм. Национализм унитаристский и централистский, заигрывающий с монаршьими символами и имперским прошлым, хотя и отвративший фактически уже
потерянные юг и запад Оромии, а также некоторые
дрейфующие в сторону этнонационализма амхарские движения. Все это тоже более чем в тренде (привет Трампу, Болсонару, Моди, Путину и Эрдогану) и, в целом, нормализовано в мире, где мы выбираем между правыми и ультраправыми.
Оборотная сторона стероидного капитализма Абия —
работа за копейки на сборочных линиях иностранных компаний почти что себе в убыток, пицца за $15 в той же Pizza Hut при з/п $35-50,
вымирание государственного присутствия за пределами больших городов. Но все это не так цепляло глаз как имидж реформатора, вызывавший фонтаны оргазмов у диаспоры и городского среднего класса.
НФОТ в лице его высшего руководства — разменявшие восьмой десяток автократы, как и все марксистско-ленинские движения (в т.ч. их эритрейские братья по оружию) после 1991 г. дрейфовавшие в сторону авторитарной рыночной модернизации по китайской модели. В комплекте — патронаж, коррупция, репрессии, секретность, госконтроль и правление через партии-суррогаты типа ДПО в Оромии (в сущности спойлер, или
maxanee для более опасного ФОО),
сеть информаторов и сельских ячеек-«пятерок».
{banner_banner_full2}
Все эти прелести в какой-то степени остались на их вотчине в Тыграе — НФОТ всегда считал экономику «политичной», а НКО «Общество спасения Тыграя», гуманитарное крыло НФОТ и крупнейшая НКО страны, фактически держала на поводке своего патронажа массы крестьян, зависящих от помощи с водоснабжением (регион не самый плодородный и не дождливый).
Разумеется, НФОТ не забывал и о своем благополучии. При всем этом цинично закрепленное в 39 ст. конституции «право наций на самоопределение» и другие принципы «этнического федерализма» не бились с реалиями — размножалась конспирология, что НФОТ все это нужно было лишь затем, чтобы выкачать ресурсы из страны и ливнуть в закат, воспользовавшись своим конституционным правом.
В смысле социальной сферы правление НФОТ на словах, а иногда и на деле было чуть гуманнее — на ВЭФ в Аддис-Абебе в 2012 г. премьер Мелес Зенауи заявлял, что неолиберализм — это не про нас, зато девелопменталистское государство с командными высотами госсектора и большими расходами — то, что нужно Эфиопии. Но в быстрорастущей, молодой и эмансипирующейся стране все это заржавело, обанкротилось и было в 2015-18 гг. просто сметено сельской, глубоко социальной (а не этнической) и молодежной протестной волной против СП и прочих местных и пришлых landgrabbers, а шире — всей номенклатуры НФОТ и его ручного РДФЭН.
Словом, НФОТ — герой не нашего времени, и Абию пока дают зеленый свет на войну с «врагами прогресса» и «дневными гиенами» при условии отсутствия массовых этнических чисток и прочих «перегибов на местах».
Материал предоставлен Телеграм-журналом об общественно-политической жизни Черной Африки -
https://t.me/zangaro