MАRX Центр » Политика » Кровь на алмазах. О сепаратистском «мятеже» в Анголе
Присоединяйтесь к нам в Телеграм!

Кровь на алмазах. О сепаратистском «мятеже» в Анголе






30 января не менее семи человек погибли и 28 были ранены на северо-востоке Анголы во время беспорядков с участием автономистов из «Движения протектората Лунда — Чокве» (MPLT) в городе Кафунфу муниципалитета Куангу в пров. Северная Лунда, что в 656 км от ангольской столицы Луанды. По сообщениям властей, ок. 300 активистов попытались захватить полицейский участок и водрузить над ним свой флаг.

Это далеко не первый инцидент с участием активистов. Созданное в 2006/07 гг. «Движение протектората Лунда-Чокве», добивающееся автономии территорий, составлявших королевство Лунда, покоренное и ассимилированное к кон. XIX в. чокве, многие сравнивают с сепаратистами FLEC, действующими в эксклаве Кабинды. Несопоставимое по влиянию с FLEC, MPLT также добивается административной и финансовой автономии удаленных провинций Северная и Южная Лунда на северо-востоке страны.

Реакция ангольского начальства, окрестившего акцию «попыткой вооруженного восстания» и проделками «внешних сил», предсказуема — руководство МПЛА жестоко подавляет любое диссидентство и региональный сепаратизм. Забывая при этом, что МПЛА никогда не представляла интересы всей нации, но выстояла и победила в напряженном военном соревновании трех политических традиций — ориентирующегося на Запад, США и Киншасу ФНЛА, возглавленного вдохновлявшимися древним Королевством Конго элитами баконго, марксистской МПЛА, опиравшейся на населявших хинтерланд Луанды мбунду и городских ассимиладуш, и УНИТА, объединившей торговую элиту овимбунду с южных плоскогорий. Каждая из сторон претендовала на безраздельную гегемонию — воспевавшая «аутентичность» УНИТА видела в МПЛА далекую от народа городскую элиту, а МПЛА в УНИТА — «реакционеров» и «агентов империализма».

В этих коллизиях места для политической субъектности чокве просто не нашлось — победившая МПЛА, хотя и аппроприировала их знаменитые ритуальные маски в пропагандистских целях, в сталинистском духе окрестила их «предателями» за оккупацию их земель боевиками УНИТА; но с победой МПЛА, «Нулевым годом» и сопровождавшейся диким сырьевым капитализмом «политикой забвения» чокве оказалось нечего предложить, кроме политически невлиятельной и теряющей электоральную поддержку «Партии социального обновления».

{banner_banner_full}

Но чокве хорошо знают свою историю, генеалогию и традиции, не доверяют границам и политическому порядку, часто называя МПЛА и УНИТА «бандитами». Населяя ангольские провинции Сев. и Юж. Луанда, Мошико и «край света» Квандо-Кубанго, постоянно пересекая границу Замбии и Конго, они, несмотря на долларизацию, бум алмазодобычи, включение в глобальный рынок и постоянные миграции, выработали стойкие формы трансграничной идентичности — с друзьями, братьями, детьми, супругами и контрагентами по обе стороны границы.

С высокой безработицей и плавающими заработками в 2-5 тыс. кванза в день женщины выживают здесь обжигом древесины и продажей сельских продуктов, мужчины — работой мототаксистами, мелкой торговлей и добычей алмазов в гаримпуш, аллювиальных россыпях в речных поймах. Для легального же трудоустройства нужно членство в «закрытом клубе» (сиречь МПЛА).

Поэтому для многих прямой путь — в нелегальные старатели гаримпейруш, низшее звено пищевой цепочки экстрактивного капитализма, где в едва окупающейся охоте за алмазами, каманга, они вынуждены не только конкурировать с братьями по несчастью, регулярно депортируемыми конголезцами из Касаи и Кванго, подчас — тоже чокве и лунда с ангольскими ID (влекомые обещавшей богатства популярной песенкой «Бана Лунда», еще в 1990е гг. они целенаправленно привлекались сюда боевиками УНИТА), но и рисковать жизнью и здоровьем и периодически становиться жертвами произвола военных, полиции, ЧОП добывающих компаний и многочисленных посредников по обе стороны границы, съедающих всю выручку. Гаримпейруш если и не составили основу, то придали «Движению» импульс для развития, потому что с запасами в 180 млн карат Сев. и Юж. Лунда так и не увидели никакого процветания.  

Материал предоставлен Телеграм-журналом об общественно-политической жизни Черной Африки - https://t.me/zangaro    



Похожие новости

Присоединяйтесь

Уведомление

    При копировании или перепечатывании статей с данного сайта, Вы должны поставить ссылку на marx.kz ("Marx Центр") и указать автора материала!
© 2020 marx.kz

"...Философы лишь различным образом объясняли мир, но дело заключается в том, чтобы изменить его..."

Яндекс.Метрика

Сочинения классиков

  • Карл Маркс
  • Фридрих Энгельс
  • Владимир Ленин
  • Иосиф Сталин
  • Лев Троцкий
  • Мао Цзэдун
  • Фидель Кастро