MАRX Центр » Экономика » Топливный кризис в Африке

Топливный кризис в Африке







Financial Times пишет о топливном кризисе в странах Африки — перебои фиксируются на АЗС, в гражданской авиации, на объектах гражданской инфраструктуры. Ранее в апреле Кения пережила, пожалуй, самый тяжелый за последнее десятилетие трехнедельный топливный кризис. В целом, аналитики опасаются наступления одного из самых глубоких кризисов энергоснабжения континента за последние 40 лет, что неминуемо скажется на темпах инфляции, особенно в странах-импортерах нефти с ограниченными финансовыми резервами (ЮАР, ДРК, Марокко, Тунис и др.): так, в ЮАР топливо составляет 10% фермерских расходов, а 80% производимого зерна перевозится по дорогам.

Часть этих проблем — в условиях скачков цен — связана ещё и с небольшими хранилищами и резервами (в середине мая ганский регулятор NPA оценивал запасы дизеля в 4 нед., бензина — в 6 нед.), перегруженностью многих портов, их способностью принимать лишь суда с малой осадкой, с транспортно-логистическими проблемами в широком смысле, с небольшими (в сравнении с богатыми странами) финансовыми возможностями компаний-импортеров. Но главная проблема заключается в том, что, несмотря на то что континент производит ок. 8% мировой сырой нефти, из-за дефицита перерабатывающих мощностей импортируется бóльшая часть продуктов переработки — бензин, керосин, дизель, моторное масло и смазочные материалы, пропан и т.д.

Всего в странах Африке, по оценке McKinsey, менее 50 НПЗ, и их число постоянно сокращается. В 2020 г. производство оценивалось в 6,8 млн б/д, в то время как мощность африканских НПЗ составляла всего 3-4 млн б/д (ср. с европейскими 14-15 млн б/д, оценка BP). По другим оценкам (Reuters со ссылкой на консалтинговое агентство CITAC) они могли перерабатывать всего 1,36 млн б/д, а в 2021 г. было задействовано лишь 30% этих мощностей. В целом, меньше половины стран имеют НПЗ, и такие бедные страны как Малави, не имеющие выхода к морю, зависят от танкерных поставок из удаленных портов. Многие из НПЗ простаивают, недозагружены (в 2020 г., по оценкам ARDA, они были загружены чуть больше чем наполовину, хотя еще в 2010 г. — на три четверти, в то время как в США в пиковые периоды пандемии загрузка достигала 70%) или же эксплуатируются неэффективно (многие африканские НПЗ были проданы ТНК правительствам, у которых хронически не хватает средств на их модернизацию). При этом ситуация в странах Северной Африки лучше: НПЗ региона в 2021 г. были загружены на 80%.

За 10 лет, по данным IEA, спрос на топливо вырос на 19%, но объемы переработки упали вполовину. Нигерия — крупнейший производитель сырой нефти — имеет четыре НПЗ общей мощностью 445 тыс. б/д, но все они с нач. 2019 г. находятся на реконструкции минимум до 2023 г., и страна может перерабатывать не более 1% из 1,3 млн добываемых б/д (пуск мега-НПЗ Dangote Group мощностью 650 тыс. б/д постоянно откладывается и намечен на вторую половину 2022 г.).

Ангола, производящая ок. 1,2 млн б/д, имеет лишь один действующий НПЗ в Луанде мощностью 65 тыс. б/д и импортирует 80% продуктов нефтепереработки; последний крупнейший НПЗ ЮАР — Sapref в Дурбане мощностью 180 тыс. б/д — был законсервирован в марте 2022 г. вплоть до нахождения новых владельцев, как и три остальных НПЗ страны, в разное время закрытых по разным (гл. обр. экономическим) причинам; на реконструкцию закрылись НПЗ в Сенегале (SAR мощностью 27 тыс. б/д, с ноября), в Камеруне (Limbe, 42 тыс. б/д, с 2019 г.), в Гане (Tema, 45 тыс. б/д, с 2017 г.).

Как следствие, африканские страны оказались в числе самых пострадавших от конфликта в Европе и частичного эмбарго на импорт российской сырой нефти, обеспечивающей 11,5% мирового предложения. Европейские поставщики — некогда ключевые для африканских рынков — сначала избегали континент из-за высокой волатильности цен, а затем стали переключаться на приоритетное снабжение стран ЕС. Поэтому Нигерия — производитель высоковостребованной нефти марки «Бонни Лайт» — по словам её минфина Зайнаба Ахмеда едва покрывает расходы на импорт нефтепродуктов и не может поэтому воспользоваться благоприятной ценовой конъюнктурой на рынках энергоносителей.

Материал предоставлен Телеграм-журналом об общественно-политической жизни Черной Африки - https://t.me/zangaro     



Похожие новости


Система комментирования SigComments

Присоединяйтесь

Уведомление

    При копировании или перепечатывании статей с данного сайта, Вы должны поставить ссылку на marx.kz ("Marx Центр") и указать автора материала!
© 2020 marx.kz

"...Философы лишь различным образом объясняли мир, но дело заключается в том, чтобы изменить его..."

Яндекс.Метрика

Сочинения классиков

  • Карл Маркс
  • Фридрих Энгельс
  • Владимир Ленин
  • Иосиф Сталин
  • Лев Троцкий
  • Мао Цзэдун
  • Фидель Кастро